
На литературном часе «Певец русской природы» учащиеся открыли для себя Ф. И. Тютчева, как замечательного мастера русского пейзажа. Многим известны строчки «Есть в осенипервоначальной...». Только такими простыми, точными и задушевными словами можно говорить о прозрачных осенних днях, прохладном воздухе, нежарком солнце — о родной русской природе. Сам поэт был очень близок к ней. Вырос он в имении своего отца возле села Овстуг Орловской губернии. Рано научился любить природу и «дышать с природой одной жизнью», как говорил он позднее.
С10 лет у Фёдора появился учитель Семён Егорович Раич — прекрасно образованный поэт и переводчик, который привил мальчику любовь к поэзии. Он научил его понимать литературу, поощряя его желание писать стихи. В 15 лет Тютчев был уже студентом Московского университета, окончил его и уехал на службу в русское посольство.
Двадцать два года он провёл в чужих краях, вдали от родины, но не переставал думать о ней, посвящал ей свои стихи, которые почти не печатали. Очень долго имя его как поэта было неизвестно в России. Однажды один из друзей Тютчева передал Пушкину тетрадь его стихотворений. Александру Сергеевичу они очень понравились, и он опубликовал их в журнале «Современник». Первая книга стихов Тютчева была маленькой и скромной.
Есть светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть.
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, лёгкий шелест.
Ф. И. Тютчев не просто изображает природу, а находит точные слова, чтобы сказать нам о том, что видит и чувствует. Поэт, рисуя природу, постоянно думает о жизни. Его пейзажи полны размышлений, символов, обобщений, отчего и мысли художника, и образные картины обретают особую выразительность.Природа у Тютчева изменчива, многолика, наполнена звуками, красками, запахами. Она очеловечена, одухотворена, живёт своей «чудной жизнью», чувствует, дышит, радуется и грустит.Природа и человек близки друг другу, у обоих "есть душа", есть свой язык, есть свои тайны. Природа вошла в поэзию Тютчева властно и стала основным объектом его воспроизведения. В русской лирике до Тютчева не было художника, в творчестве которого мир природы занимал бы такое значительное место.